Бишкекский
Троллейбус. Статьи | ||||||
|
Тринадцать плюс один “Рогатые” машины появились в нашей столице ровно 55 лет назад и сразу обрели репутацию надежного пассажирского транспорта. Насколько он удобен сегодня, когда вокруг развелось столько юрких микроавтобусов? Почти 80 процентов столичных троллейбусов в ветхом состоянии, и им требуется капитальный ремонт. В городе — тринадцать таких маршрутов. Чертова дюжина! Плюс маршрут с характерным номером 13, который действует только по утрам и вечерам. Ежедневно в рейсы выходят от 80 до 110 машин. Они перевозят одновременно свыше пяти тысяч бишкекчан и гостей столицы. Очень трудно представить, что произойдет, если хотя бы половина парка “рогатых” вдруг не выйдет на линии. И дабы такое не случилось, Бишкекскому троллейбусному управлению приходится прилагать немало усилий. — Сейчас в нашем парке всего 199 троллейбусов, полному списанию подлежат 45. Но они должны пройти различные экспертизы, — говорит исполняющий обязанности начальника БТУ Мурат Уметов. — Эти машины эксплуатируются свыше 20 лет, жизнь еще 70 продлевают мастера. Раньше кузова ремонтировали на Токмакском авторемонтном заводе, но он перестал существовать. А узлы и другие агрегаты устарели, заменить их нечем. Умельцы управления ежедневно колдуют над старыми механизмами. — Сегодня правом бесплатного или частично оплачиваемого пользования муниципальным автотранспортом пользуются 27 категорий льготников. Что удивительно, в список включены даже депутаты парламента, — сетует Уметов. — Мы считаем, что нужно сократить до минимума такой перечень, оставив в нем инвалидов, школьников, студентов–бюджетников и еще несколько групп действительно нуждающихся. Увы, пытаются проехать на халяву все, кто в военной или милицейской форме, частенько грешат этим представители охраны различных частных структур. Другая беда — липовые проездные, ежемесячно изымается до сотни таких фальшивок. Хорошо известно о вышедшем несколько лет назад постановлении мэрии, разрешающем бесплатный проезд только бишкекским пенсионерам. В реальности же так поступают все пожилые люди, приезжающие в гости к столичным родственникам из различных регионов страны. По этому поводу БТУ внесено предложение о том, чтобы именную карточку льготника за пользование троллейбусом выдавало само управление, а не БАПТ. Тем более, что автобусных маршрутов в столице всего два. В прошлом году вместо ожидаемой компенсации в 86 миллионов из городского бюджета было получено всего 33 миллиона 330 тысяч сомов. По расчетам экономистов, в 2006 году возместить необходимо будет уже 109 миллионов. Новинки даже не в пути Электрический транспорт хорош тем, что он не наносит вреда окружающей среде. Поэтому необходимо его развитие. Сейчас городские власти говорят о необходимости быстрейшей реализации такого проекта. Пока же многочисленные юркие бусики, которые дублируют троллейбусные маршруты, переманили пассажиров. — Мэрия в 2006 году планирует закупить более 100 единиц электротранспорта, — продолжает Мурат Каратаевич. — Стоимость одной — свыше 70 тысяч долларов. Специалисты считают, что надо остановиться на определенной марке, выпускаемой конкретным российским заводом. Тогда легче будет и с приобретением запасных частей. Но самое главное — привлечь инвесторов, без которых вряд ли можно изыскать средства. Пока конкретных договоров нет, но проводятся встречи, беседы. Они и должны в конце концов привести к желаемым результатам. К вводу в эксплуатацию троллейбусной линии в микрорайоне “Джал” не хватает 60 миллионов сомов. Здесь уже стоят опоры, проведены контактные сети, остается подключение к подстанции. Протяженность трассы чуть более трех километров. Здешнее население ждет не дождется появления “рогатых”, многочисленные маршрутки не справляются. Чем быстрее город выделит требуемую сумму, тем быстрее завершатся работы, заверяют в управлении. Место водителя вакантно С утверждением “кадры решают все” в БТУ согласны на все сто. При ежедневном выходе в город 100–120 машин здесь испытывают острую нехватку водителей. И это несмотря на то, что один из городских профлицеев готовит их. Но, к сожалению, молодежь не хочет работать за небольшую оплату. После всех вычетов водители получают на руки 2500–2800 сомов. Чтобы улучшить ситуацию, БТУ вышло с предложением на Кыргызско–Российский Славянский университет и получило ответное “добро”. Речь идет о подготовке водителей троллейбусов в стенах этого вуза. После трехгодичной обязательной отработки такие выпускники смогут поступать на учебу в КРСУ на льготной основе. * * * Количество троллейбусов в нашей столице увеличивалось до конца восьмидесятых. С развалом СССР развитие самого экологически чистого вида транспорта приостановлено. Теперь власти города пытаются реанимировать его. Удастся ли? Кстати Специалисты разработали проект по переоборудованию списанных троллейбусов в поливомоечные машины. Только одна сможет заменить 8 ныне существующих. Конструкция несложная. Нужны один насос, две бочки и поливалка. Комбинатам благоустройства стоит подумать над таким предложением. Выгода и экономия средств налицо. Рогатые маршруты №1 - 6 мкр. — улицы Сухэ–Батора — Юнусалиева — Горького — Чолпон–Атинская — Депо № 2. №2 - завод имени Фрунзе — Ошский рынок — Киевская — Жибек Жолу — Лермонтова — Салиевой — “Аламедин–1”. №4 - Ошский рынок — Московская — Абдрахманова — Елебесова — кожзавод. №6 - Киркомстром — Алыкулова — филармония — Абдрахманова — Байтик ба-атыра — 8–й микрорайон. №7 - “Тунгуч” — Чолпон– Атинская — Чуй — Абдрахманова — Байтик баатыра — Горького — проспект Мира — Старый аэропорт. №8 - Жилмассив “Ак–Орго” — Льва Толстого — Молодой Гвардии — Московская — Абдрахманова — цирк — Восточный автовокзал. №9 - Институт земледелия — Льва Толстого — филармония — проспект Чуй — Лермонтова — Салиевой — “Аламедин–1”. №10 - Ошский рынок — Московская — Байтик баатыра — Аалы Токомбаева — “Асанбай”. №11 - “Асанбай” — Ахунбаева — проспект Мира — улица Манаса — Жибек Жолу — Восточный автовокзал. №13 - “Асанбай” — Байтик баатыра — Ибраимова — Чуйский проспект — Лермонтова — Депо № 2. (Ходит только в часы пик.) №14 - Старый аэропорт — проспект Мира — улица Манаса — Чуй — Дэн Сяопина — Алыкулова — Киркомстром. №15 - 6–й мкр. — Орто–Сайский рынок — Шабдан баатыра — Чуй — Салиевой — Ауэзова — “Аламедин–1”. №16 - Жилмассив “Ак–Орго” — Гагарина — Льва Толстого — Бейшеналиевой — Чуй — Киевская — цирк. №17 - “Асанбай” — 6–й мкр. — Юнусалиева — Байтик баатыра — Абдрахманова — Елебесова — турбаза — кожзавод. Бывших маршрутов 3, 5, 12, 18 сейчас не существует.
|
Авторы Максим Гольбрайхт, Амир Нургалиев.
Использование материалов сайта без письменного
разрешения запрещено!