|
Будут ли новые троллейбусы?
Впервые в столице прошел тендер на закупку троллейбусов
с участием заводов России, Башкирии и Белоруссии. Мэрия Бишкека на
приобретение 20 электромашин выделила около 60 миллионов сомов.
Подходящим поставщиком по стоимости и качеству транспорта комиссия
признала Башкирский троллейбусный завод (БТЗ) города Уфы. Несмотря на то
что тендер состоялся, Бишкекское троллейбусное управление высказывает
некоторые опасения, что ООО ТД “Спецтехника” попытается перетянуть
покупателя на свою сторону. Может оказаться, что сделка будет вообще
сорвана и каждая сторона останется ни с чем. Новеньких троллейбусов нам
не видать? Или все–таки не стоит переживать?
Выбираем партнером Уфу
В тендере участвовала и спецтехника, но основной упор сделали на
троллейбусы. Дилер ООО ТД “Спецтехника” завода ТРОЛЗА города Энгельса
запросил 89173500 сомов, ТРОЛЗА — 89826182 сома, белорусы — чуть больше
122 миллионов сомов, БТЗ — около 70 миллионов сомов и за 93138875 сомов
выставили троллейбусы III поколения. Я как инженер рассматривал их
технические данные. Ознакомился с условиями. По всем характеристикам нас
устроила средняя, удобная модель троллейбуса II поколения Уфимского БТЗ.
Он заметно отличается от эксплуатируемых в Бишкеке машин. Бесшумность
хода, безопасность, изолированные подножки, поручни, электромеханизмы
вынесены на крышу, установлена двойная защита. Для водителя и пассажиров
предусмотрены раздельные передние двери, просторная кабина, пластиковые
анатомические антивандальные сиденья, антикоррозийный руль.
В отличие от других компаний от БТЗ приехали директор с заместителем и
предложили машины за меньшую сумму, нежели другие. Один троллейбус, к
примеру, стоит на 27 тысяч сомов дешевле, чем у ближайшего соперника
ТРОЛЗА. К тому же троллейбусы ТРОЛЗА уступают по техническим
характеристикам БТЗ. Кабина узкая, один выход и так далее. С
предлагаемой ценой за технику БТЗ укладываемся в бюджет. Осталось
согласовать цветовую гамму, освещение салона. С таким современным
транспортом привлечем горожан.
Главное, чтобы мэрия не пошла на поводу ООО ТД “Спецтехника”. Транспорт
невыгоден, во–первых, с точки зрения технических данных, во–вторых, они
настаивают на лизинговой основе покупки. Хозяином будет не мэрия, потому
что получается, что троллейбусы будут взяты в аренду. Цена от общей
стоимости увеличится на 45 %. По условиям выплачивать проценты должны в
течение трех лет — кредитная ставка. Платить должен либо городской
бюджет, либо БТУ. Но наше управление убыточное. Итого, ООО ТД
“Спецтехника” увеличило цену в полтора раза. Еще и под лизинг в залог
нужно что–то оставлять. А хозяином будет “Спецтехника”.
Владимир Устьянцев, главный инженер БТУ, член тендерной комиссии
Будут деньги — будет техника
В прошлом году на приобретение 70 российских троллейбусов по линии
ЕврАзЭС мы хотели взять в кредит на 15 лет у Межгосбанка 15 миллионов
долларов США. Но пока готовили документацию, депонированный срок прошел,
ЕврАзЭС решил образовать свой банк развития. Наша республика вышла из
Межгосбанка, и соответственно в кредитах нам отказали.
По линии кыргызско–белорусского соглашения в этом году планировали взять
в кредит троллейбусы в Белоруссии. Но когда наши представители съездили
в Минск, выяснилось, что в лизинг белорусы троллейбусы дать не могут. А
их троллейбус среднего класса стоит 135 тысяч евро, российский — 100
тысяч долларов США. Отказались.
Обратились в горкенеш, чтобы ежегодно из бюджета на приобретение
электромашин выделяли 200—250 миллионов сомов. Депутаты пошли навстречу.
Впервые в марте мы провели тендер на закупку 20 троллейбусов и 42 единиц
коммунальной техники.
По итогам спецтехнику возьмем у российского завода “Коммаш”. 50 %
оговоренной суммы им перечислено. По троллейбусам контракт заключили с
БТЗ в Уфе. На этой неделе деньги будут перечислены, и в течение двух
месяцев машины поступят. Другие поставщики не устроили нас по цене или
техсостоянию. Например, троллейбусы ТРОЛЗА. С их машинами мы знакомы на
практике. В 2003 году завод поставил троллейбусы по линии японского
гранта, и в течение года они начали ломаться.
Будем покупать троллейбусы каждый год по мере поступления средств.
Бакыт СЫДЫКОВ, куратор отдела жилищно–коммунального хозяйства и
транспорта мэрии Бишкека
Спокойно и дешево
Каждый день на работу езжу с пересадкой на 11–м, потом на 4–м
троллейбусе. Социально уязвимым слоям населения этот вид транспорта
необходим. Если бы было достаточно троллейбусов в городе и меньше
маршруток, то и горожане не прочь ездить на них. Удобно. Меня устраивает
то, что они ходят по расписанию. В маршрутке же только все толкаются,
едешь стоя, салон набивается. Люди, как сельди в бочке. Пока доберешься
до работы, устанешь, силы все на рабочий день потеряешь. Тесно очень, и
обратил внимание, что подбирают водители маршруток всех подряд —
набивают “бус” ради денег. А здесь спокойно сел и лишние пять сомов не
платишь.
Мало того, считаю, что для пенсионеров в часы пик — с 7 до 9 утра и с 14
до 18 вечера — нужно сделать проезд частично платным — по одному сому.
Многие катаются по поддельным удостоверениям. И так троллейбусы ездят
полупустыми и прибыли никакой. Поэтому не хватает людей в троллейбусном
парке. Я очень болею за этот общественный транспорт. Машины, конечно,
старые, требуют постоянного ремонта. Нужны новые, а то у существующих и
внешний и внутренний вид неприглядный. Ведь некоторые троллейбусы
отходили 2—3 срока.
Олег СОЛОВЬЕВ, работающий пенсионер
Выбираю троллейбус
Я как коренная жительница Бишкека из всех видов общественного
транспорта выбираю экологически чистые троллейбусы. К тому же они
способны вместить большое количество пассажиров и доступны для всех
слоев населения. Если обеспечить Бишкек требуемым количеством
электромашин, то можно было бы избавиться от маршруток, которые
загрязняют воздух и создают аварийные ситуации на дорогах. Поскольку я
студентка, мне выгоднее пользоваться муниципальным транспортом. Жаль,
что троллейбусный парк столицы находится в плачевном состоянии. Несмотря
на их старость, мне приятнее ездить на них, чем в душной маршрутке. Если
есть возможность, то лучше подожду троллейбус, чем поеду на “бусике”.
Надеемся, что городские власти проявят заботу о своих жителях и улучшат
троллейбусное сообщение, как это делают в российских городах и в
соседнем Казахстане.
Ангелина Петренко, студентка
Транспорт малоимущих
В БТУ 198 пассажирских троллейбусов, из них годны к эксплуатации 33,
предоставленные Японией на грантовой основе. Остальные отработали свой
срок. Понимаем, что государству трудно, и всякими путями сами
поддерживаем технику, выпуская ежедневно от 90 до 100 единиц на линию. К
примеру, 77 троллейбусов должны быть списанными больше 20 лет назад.
Смело можно убрать с трассы 165 машин. На приколе стоят 58.
Ежедневно перевозим от 80 до 140 тысяч пассажиров. Срочно нужно
пополнить троллейбусный парк, чтобы малоимущие граждане не остались без
транспорта. Только льготников и бесплатников 27 категорий.
Не так давно провели тендер, и меня просто как гражданина это событие
очень обрадовало. Лед, как говорится, тронулся. Но все–таки хотелось,
чтобы праздник не испортили и какие–то третьи силы не сорвали его.
Транспорт выгоден в экономическом, экологическом плане.
Мы не первый год боремся с тем, чтобы нас услышали, помогли финансами.
Хорошо, что мэрия обратила внимание на эту проблему, выделила деньги на
покупку транспорта. Наши водители, уехавшие на работу в Москву, Астану,
Алматы, готовы вернуться на родину, если пополнится троллейбусный парк.
Например, в Алматы электромашина выпуска 2003 года считается старой, для
нас же — наоборот.
Мурат Уметов, начальник Бишкекского троллейбусного управления
Адрес материала:
http://www.msn.kg/ru/news/17977/
|
|