Бишкекский
Троллейбус. Статьи | ||||||
|
Автобус — плюс, маршрутка — минус? На недавней сессии депутаты горкенеша утвердили программу развития городского пассажирского транспорта для привлечения инвесторов к реанимации автобусного или троллейбусного хозяйства. Тариф на проезд поднимется до 5 сомов, а к 2010 году - до 10 сомов, социальные льготы заменятся денежной компенсацией, и категории льготников сократятся с 27 до 6-7. Для водителей маршрутных такси, где цена за проезд остается прежней, подобные условия невыгодны. Так что лучше? Нужны или нет многоместные автобусы на наших улицах? Нужен транспорт средней вместимости Павел НЕГРАШ, инженер по безопасности движения 149-го маршрута - Сейчас актуально завозить технику средней вместимости. Модель автобусов "Шаолинь" из Китая, которую запустили на 149-й маршрут, взята с японской "Мицубиси". Двигатель соответствует стандарту "Евро-2", обеспечивая благоприятную экологическую обстановку. Расход топлива на сто километров -примерно семнадцать литров в городе. Автобус устойчив благодаря расширенной колесной базе, салон из спецматериалов не способствует возгоранию и выделению вредных химических веществ. На случай возможного опрокидывания в крыше и вертикальных стойках установлены ребра жесткости, которые защищают пассажиров. Полностью открываются окна. Наши водители со стажем не менее пяти лет прошли сорокачасовые курсы по обслуживанию и безопасности перевозки. Ведется каждодневный технический и медицинский контроль. Прежде чем заказывать "Шаолинь", съездили в Алматы, где автобусы зарекомендовали себя положительно, отходили три года. Казахи закупают за одну партию пятьдесят-шестьдесят автобусов. Вскоре возьмем дополнительную партию более комфортабельных автобусов, чуть менее габаритных, с мягкими сиденьями, вместимостью до сорока человек, со звукопоглощающими полами и потолками. Мы стремимся, чтобы люди ездили в хороших, чистых автобусах. Восемьдесят пять процентов маршрутных "бусиков" - это грузовой вариант авто, которые приходят к нам после десяти лет эксплуатации. В салоне устанавливают сиденья, производят капремонт двигателя кустарным методом. К тому же "бусики" едут, забитые людьми. Выход - в сокращении маршруток и упорядочении графика движения, чтобы не было рваческой погони за пассажиром. Бить рублем Бактыбек ЕЛЕБЕСОВ, зам. начальника ОГАИ ГУВД Бишкека - Городу нужны автобусы большой вместимости. Средние не смогут разгрузить центральные улицы. Уберем маршрутки, останавливаться транспорт будет только на остановках. Интервал движения три-пять минут. "Бусики" ездят переполненными, но ведь люди знают, что следом идет другой, с интервалом одна-полторы минуты. Почему-то лезут и создают неудобства себе и удобства карманникам. Как мы наказываем? Штрафуем, совместно с департаментом транспорта меняем маршруты движения, направляя на более свободные улицы. Но одна автоинспекция с этим не справится. Численность личного состава двести тридцать восемь человек, которые работают в три смены. Но на каждый перекресток, остановку невозможно поставить сотрудника. Важны штрафные санкции. Таксист готов отдать тридцать сомов и продолжать ждать клиента на обочине, который даст сто сомов. Рублем, как говорится, нужно бить, увеличить штраф. А поскольку таксист стоит не от хорошей жизни, надо обеспечить рабочими местами людей. К тому же налицо и градостроительная проблема: мэрия, Главархитектура дают разрешение на перепрофилирование зданий, а место парковки автомашин не предусматривают. Скотовозки пора заменить Евгений МУСИЕНКО, президент компании "Юнион Пласт", завезший автобусы для 149-го маршрута - Поднять тарифы необходимо, чтобы повысить рентабельность транспорта. И не потому, что я буду больше зарабатывать. В разговоре с перевозчиками обсуждался вопрос: что, если поднимется цена на проезд? В один голос они заявили, что закупят новые автобусы. В Алматы тоже было засилье маршруток, такой же старый хлам, который оттуда перетек к нам. За три месяца проблему решили и заполнили дороги среднеразмерными автобусами. Надо насытить городской автопарк путем замены маршруток. Допустим, это произойдет быстро, но проблему все же не решит. Маршрутное такси имеет право быть, но с сидячими местами. У нас примерно три тысячи аварийноопасных маршруток, потому что они превращены в скотовозки с демонтированными сиденьями. Цена проезда на 149-м автобусе пять сомов, мы так же, как и водители "бусиков", перевозим основных льготников. Посадку и высадку производим строго на остановках, только пассажиров на них практически нет. Все стоят на перекрестках. Требуется альтернатива Адылбек АКМАТОВ, первый зам. гендиректора городского департамента транспорта мэрии Бишкека - БТУ выпускает на дороги около восьмидесяти троллейбусов, Бишкекское пассажирское автотранспортное предприятие - до пятнадцати автобусов, а маршрутных такси ежедневно курсирует около трех тысяч по ста тридцати шести маршрутам. Пропускная способность наших улиц не позволяет нормально функционировать транспорту, и даже это количество "бусиков" не обеспечивает полноценную перевозку пассажиров по городу. Выход - троллейбусы, многоместные или хотя бы средней вместимости автобусы. А в республиканском, в городском бюджете не предусмотрены средства для их закупки. И инвестор к нам не идет. Тарифы на проезд не меняются с 1999 года, в то время как цены на ГСМ, запчасти возросли в пять-шесть раз плюс у нас огромная армия льготников, какой нет ни в одной стране мира. Получилось, что общественный транспорт - благотворительная организация. Из ста человек проезд оплачивают десять-пятнадцать. А у нас уже были конкретные предложения по поставке автобусов из Китая, Южной Кореи, но никаких гарантий им мы не могли дать. С принятием новой программы сможем привлечь инвесторов в транспортный сектор, которые сейчас заинтересованы в поставке автобусов. Если они к нам поступят, то из центра города уберем примерно полторы тысячи "бусиков" и пустим их на второстепенные маршруты, обслуживающие новостройки. Из ста тридцати шести микромаршрутов закроется четырнадцать. Но четыреста водителей без работы не останутся. Скажем, на триста автобусов нужно шестьсот водителей. Понимаем и социальное положение горожан. По поводу новых тарифов рассмотрим вопрос, как защитить малоимущие слои населения. Без альтернативного транспорта работать тяжело. Если мы оставим ту же категорию льготников, цены на проезд, то через полгода, уверяю, пассажиров не на чем будет перевозить. На микроавтобусах городского назначения за полгода закрылось двадцать маршрутов: люди ушли на пригородные, междугородные рейсы. Плату за проезд в автобусе нужно повысить, чтобы пришел инвестор. Комфортнее, конечно, проехать в автобусе, чем в душных, забитых маршрутках. Сегодня у нас есть один инвестор, запустивший на 149-й маршрут шесть автобусов средней вместимости. Вскоре поступят еще пятнадцать. Возможно, когда этот маршрут укомплектуется, руководители фирм-перевозчиков поменяют подвижной состав. Будем только рады. Но со временем уберем маршрут "бусиков", дублирующий 149-й. Машины средней вместимости конструкционно более безопасны. К тому же сейчас около сорока фирм-перевозчиков, а достаточно десятка с учетом правил пассажироперевозок. Эти фирмы должны иметь производственную площадь для ремонта автомобилей, подразделение, обеспечивающее безопасность перевозки. Так, разрабатываем положение об автотранспортном пассажирском предприятии, которое внесем на рассмотрение горкенеша. Проблема и с такси, которых ежедневно выезжает около десяти тысяч, а законное право имеют пять процентов, остальные просто шашки навешали. Частные извозчики на легковушках стоят по обе стороны улиц. Даже когда при запуске автобусов уберем большую часть "бусов" и проведем работу с такси, опять возникнет проблема: у нас нет дорожной инфраструктуры - кармана для заездов такси, для общественного транспорта, остановочные площадки по городу не несут своей первоначальной функции, есть там торговые мини-узлы, но не остановка. С одной стороны, хорошо, что идет строительство, торговые центры открываются. Плохо, что не предусмотрена гостевая стоянка или делают ее за счет сужения дорожной части. Процветает и бескультурье водителей: возле "Вефа-центра" паркуются на улице, а в гараж не заезжают. Свои граждане - не инвесторы Сергей ВИТЯЗЕВ, зам. директора ОсОО БАТП "Лига" - Наша фирма десять лет назад одной из первых организовала движение маршрутных такси. Сейчас у нас пятнадцать маршрутов, тринадцать из них обслуживают тридцать новостроек, куда не подъедет ни автобус, ни троллейбус, связывая их с Ошским рынком. Другие два - хордовые. Маршрутные флагманы - №155, 200, 143, 170, 174. На сегодня у нас проблема с созданием нормальных рабочих условий для водителей: не развита дорожная инфраструктура, нет карманов для парковки, подъездных путей к остановкам, которые забиты такси. А ГАИ наказывает нас. Будущее, конечно, за транспортом большой вместимости. Но если запустим "Икарусы", то габариты их стеснят город, где и так столпотворение. Маршрутки же сняли большие проблемы с властей, обеспечив население проездом. Изначально нас предупредили, что нам дают временную работу. Если придут автобусы, то придется уйти. Будет много недовольных, но без работы не останемся - перейдем полностью на новостройки. Другое дело, если тариф у нас останется прежним. В таком случае произойдет молчаливое приостановление движения. Обидно, что своих граждан инвесторами не считают. Хотя иные водители пригнали "бусы" под залог жилья, кредит в банке. Им надо создавать условия. А у нас говорят о дяде Сэме, каких-то южнокорейцах... Мы восьмой год перевозим пассажиров по неизменному тарифу. Хотя цена на запчасти, ГСМ увеличилась. Работаем на убытки, солярка поднялась на пятьдесят тыйынов, но волнений нет. Хотя антимонопольный комитет согласился увеличить стоимость проезда до восьми сомов. Таксомоторы - это всегда скорость, и должна быть выше цена проезда, чем на автобусе. Прозрачно и выгодно Юлия СУШКОВА, корреспондент "МСН" Получается замкнутый круг какой-то: один валит на другого, второй на третьего. А кто-то вообще не в силах повлиять на сложившуюся ситуацию и остается зависимым от решений сверху. "А нам некуда деваться, приходится в гадюшниках ездить", - говорят простые люди. Мало ли что в голову взбредет начальникам? Вопрос о получении новых автобусов муссируется давно. Почему же раньше нельзя было принять программу развития городского пассажирского транспорта, чтобы облегчить условия инвесторам? Представители мэрии только и делают, что ездят по странам, договариваются о поставках, да ничего толком не выходит. Транспорта нормального нет - ни автобусов, ни троллейбусов. Да и вопрос с инвесторами до конца не ясен. Наша сторона, говорят, ничего не теряет, и бюджетные поступления пойдут. Но об уязвимых слоях населения тоже нужно подумать и установить тариф исходя из минимальной потребительской корзины. А так, где логика? Ездить на автобусе за большую стоимость, когда цена проезда в "бусиках" останется прежней? Хотя кто-то согласен ездить в автобусах и за 10 сомов, потому что безопаснее. Тогда можно предложить, чтобы и оплата в маршрутках повысилась, но, естественно, с гарантией соответствующего комфорта. Однозначно, что общественный транспорт должен быть доступен всем пассажирам. Если государство не в силах обеспечить нас комфортным средством передвижения, то приход на наш рынок инвесторов - выход из ситуации. Главное, чтобы условия были выгодными и прозрачными для обеих сторон. Юлия СУШКОВА.
|
Авторы Максим Гольбрайхт, Амир Нургалиев, Александр Польша, Георгий
Красников, Арман Мекешев.
Использование материалов сайта без письменного
разрешения запрещено!