Главная Маршруты

Техника

Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

Бишкекский Троллейбус. Статьи
 

 
 
  

 

 

 

 

 

 

 

Троллейбусы “крышевать” невыгодно

 

К  теме городского муниципального, в частности электрического транспорта, наша газета обращалась не раз, а воз и ныне там. В первую очередь, в Бишкекском троллейбусном управлении не хватает машин. Из 198 "рогатых" на маршруты выходят 90-110. Причем большая их часть требует постоянного ремонта, затрат на покупку запчастей. Из-за этого и зарплата невысока, и кадровые работники уходят. С каждым днем опытных водителей, слесарей и других специалистов становится все меньше. Ситуация кризисная, и правительство, создается впечатление как у пассажира, нисколько не заинтересовано в пополнении троллейбусного парка и создании приемлемых условий для сегодняшней работы управления.

    Один из наших читателей написал, что троллейбусы в Бишкеке - популярный вид транспорта, так как плата всего 3 сома. Но когда "двойку" или "семерку", "девятку" ждешь 2,5 часа - это не смешно (они работают с 10 до 16 или 17, в час пик нет троллейбусов № 2, 6, 7, 9). Обслуживать пассажиров с утра и до ночи сегодня могут себе позволить лишь маршруты № 4, 8 и 11.

    Все заработанные средства идут в Горфинуправление мэрии Бишкека, оттуда копейки перепадают троллейбусникам. И с протянутой рукой приходится ходить, чтобы выбить деньги на элементарные потребности.

    А тут еще у троллейбусников возникли долги перед АО "Северэлектро" (на начало июня 2007 года набежало уже 4 миллиона 349 тысяч 700 сомов). Поэтому 24 мая вырубили шестую подстанцию, которая питает троллейбусную линию по улицам Московской, Киевской до Бейшеналиевой и проспекту Чуй. Чтобы транспорт продолжил работать, подключили резервную аварийную подстанцию. В распредкомпании заявили жестко: пока долги не погасите, электричество не включим. Правда, на днях после переговоров с "Северэлектро", шестая подстанция заработала. А долг продолжает висеть. Тариф для БТУ с 1998 года, как прочим коммерческим структурам, определен максимальный. Льгот никаких. В 1970 году для населения тариф был 4 копейки за киловатт-час, для троллейбусников - 2 копейки за киловатт-час. В 1992 году прейскурант цен поменялся, и стоимость электроэнергии была отдельной для городского электрического транспорта, но по сравнению с сегодняшней намного меньше. Сейчас киловатт-час стоит 96 тыйынов с НДС.

    По поводу введения льгот БТУ обращалось в правительство, но безрезультатно. А ведь в конце концов из бюджета придется выделить энную сумму. Проще пойти навстречу троллейбусникам и установить льготы.

    Письмо переправили в Агентство по тарифам, и там ответили, что у БТУ есть пять субабонентов, с них и нужно требовать убытки. Но их потребляемые 20 тысяч киловатт-часов против полутора миллионов киловатт-часов БТУ - это ничто. "Нас приравняли к саунам..." - сетуют троллейбусники по поводу тарифов. И перепродавать электроэнергию, как это делают частники, троллейбусники не могут. "Раз уж тариф не льготный, то мы могли бы платить на уровне обыкновенных промышленных предприятий, горожан", - говорят. К слову, Водоканал, железная дорога - льготники, так как они обслуживают население. А БТУ, перевозя население, причем в большинстве малообеспеченное, выходит, не обслуживает граждан? Складывается впечатление, что на проблемы троллейбусников всем глубоко плевать.

    Известно, каждый маршрут "бусиков" крышуется. Троллейбусники надеются на "крышу" президента. Глава государства надежду дал. Но ничего из обещанного не делается. О том, что появятся новенькие троллейбусы, говорят не один год. Пока ждем машин, нынешние разваливаются ежедневно. Запчастей не напасешься. Проще купить новые машины.

    Или, скажем, пришли запчасти из России на 872 тысячи 170 рублей, а растаможить их из-за неимения средств было невозможно. Поставщики-россияне с пониманием отнеслись, не взяли предоплату за товар, и вообще сказали, как будут деньги, тогда и заплатите. Наши же таможенники отказали в просьбе отсрочить уплату НДС на 15 банковских дней.

    Кругом одни убытки, в том числе из-за льготников, которых 27 категорий. 25 из них катаются без оплаты, студенты и учащиеся дневных отделений, столичные школьники платят по сому. К тому же многие ездят по поддельным документам. Пенсионеры - основные пассажиры троллейбусов. Пожилые люди даже согласны отдавать за поездку сом, чтобы дать прибыль 20 миллионов сомов в год. В целом, по подсчетам, ежегодно БТУ из-за тех, кто ездят бесплатно, теряет 94 миллиона 219 тысяч сомов. Посчитав 30 мая пассажиров на всех маршрутных троллейбусах, выяснили, что перевезли 126 тысяч человек. В кассу могло бы поступить 378 тысяч сомов, а вышло 70 тысяч. "Если бы нам выплачивали пятьдесят процентов от суммы, которую мы не получаем из-за льготников, то и сложилась бы нормальная оплата водителям, увеличились средства на ремонт", - говорят троллейбусники. Ведь ранее ежегодно из республиканского бюджета в качестве компенсации выделялось 60 миллионов сомов за перевоз льготных пассажиров. Да и в развитых странах действует лишь шесть категорий граждан, имеющих право на льготный проезд.

    Заместитель гендиректора Департамента транспорта мэрии Бишкека Жусуп Соурбаев, который горой стоит за экологически чистый транспорт, считает, что нужно ввести ежемесячную адресную помощь самой большой категории льготников - пенсионерам. К примеру, такое успешно практикуется в Канте, Токмаке, селе Беловодском и других населенных пунктах, где соцзащита на проезд в муниципальном транспорте выдает на руки льготникам 158 сомов. Жусуп Онолбекович полагает, что такой расход средств будет прозрачным и транспортникам пойдут живые деньги. "У нас большая армия льготных пассажиров, ни один инвестор не будет вкладывать деньги в приобретение транспорта. Нам государство не возмещает потерю, и отказать перевозить льготников не можем". Раз нет инвесторов, выход один: депутаты горкенеша рассматривают вопрос о ежегодном бюджетном выделении средств на закупку троллейбусов. В этом году планируется, что в городе появится 20 "рогатых". Бюджет на троллейбусные нужды народоизбранники на бишкекской городской сессии, работа которой закончилась позавчера, утвердили 29,5 миллиона сомов. Из них 7,5 миллиона сомов ушло на прошлогоднее погашение долга перед энергетиками, российскими поставщиками запчастей, соцфондом. В целом бюджетных средств БТУ нужно 94 млн. 219 тысяч 200 сомов.

    Тем временем водители троллейбусов работают на голом энтузиазме. Нужно 278, а трудятся 172 человека. Уходят те, кто проработал 23 года, больше десяти лет. Молодежь в БТУ не идет.

    Юлия СУШКОВА.


 

Адрес материала: http://www.msn.kg/ru/news/19133/

 

 

Авторы Максим Гольбрайхт, Амир Нургалиев. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Rambler's Top100  
Hosted by uCoz