Главная Маршруты

Техника

Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

Бишкекский Троллейбус. Статьи
 

 
 
  

 

 

 

 

 

 

Тринадцать плюс один

“Рогатые” машины появились в нашей столице ровно 55 лет назад и сразу обрели репутацию надежного пассажирского транспорта. Насколько он удобен сегодня, когда вокруг развелось столько юрких микроавтобусов? Почти 80 процентов столичных троллейбусов в ветхом состоянии, и им требуется капитальный ремонт.
В городе — тринадцать таких маршрутов. Чертова дюжина! Плюс маршрут с характерным номером 13, который действует только по утрам и вечерам. Ежедневно в рейсы выходят от 80 до 110 машин. Они перевозят одновременно свыше пяти тысяч бишкекчан и гостей столицы. Очень трудно представить, что произойдет, если хотя бы половина парка “рогатых” вдруг не выйдет на линии. И дабы такое не случилось, Бишкекскому троллейбусному управлению приходится прилагать немало усилий.
— Сейчас в нашем парке всего 199 троллейбусов, полному списанию подлежат 45. Но они должны пройти различные экспертизы, — говорит исполняющий обязанности начальника БТУ Мурат Уметов. — Эти машины эксплуатируются свыше 20 лет, жизнь еще 70 продлевают мастера. Раньше кузова ремонтировали на Токмакском авторемонтном заводе, но он перестал существовать. А узлы и другие агрегаты устарели, заменить их нечем. Умельцы управления ежедневно колдуют над старыми механизмами.
— Сегодня правом бесплатного или частично оплачиваемого пользования муниципальным автотранспортом пользуются 27 категорий льготников. Что удивительно, в список включены даже депутаты парламента, — сетует Уметов. — Мы считаем, что нужно сократить до минимума такой перечень, оставив в нем инвалидов, школьников, студентов–бюджетников и еще несколько групп действительно нуждающихся. Увы, пытаются проехать на халяву все, кто в военной или милицейской форме, частенько грешат этим представители охраны различных частных структур. Другая беда — липовые проездные, ежемесячно изымается до сотни таких фальшивок.
Хорошо известно о вышедшем несколько лет назад постановлении мэрии, разрешающем бесплатный проезд только бишкекским пенсионерам. В реальности же так поступают все пожилые люди, приезжающие в гости к столичным родственникам из различных регионов страны.
По этому поводу БТУ внесено предложение о том, чтобы именную карточку льготника за пользование троллейбусом выдавало само управление, а не БАПТ. Тем более, что автобусных маршрутов в столице всего два.
В прошлом году вместо ожидаемой компенсации в 86 миллионов из городского бюджета было получено всего 33 миллиона 330 тысяч сомов.
По расчетам экономистов, в 2006 году возместить необходимо будет уже 109 миллионов.

Новинки даже не в пути
Электрический транспорт хорош тем, что он не наносит вреда окружающей среде. Поэтому необходимо его развитие.
Сейчас городские власти говорят о необходимости быстрейшей реализации такого проекта. Пока же многочисленные юркие бусики, которые дублируют троллейбусные маршруты, переманили пассажиров.
— Мэрия в 2006 году планирует закупить более 100 единиц электротранспорта, — продолжает Мурат Каратаевич. — Стоимость одной — свыше 70 тысяч долларов. Специалисты считают, что надо остановиться на определенной марке, выпускаемой конкретным российским заводом. Тогда легче будет и с приобретением запасных частей.
Но самое главное — привлечь инвесторов, без которых вряд ли можно изыскать средства. Пока конкретных договоров нет, но проводятся встречи, беседы. Они и должны в конце концов привести к желаемым результатам.
К вводу в эксплуатацию троллейбусной линии в микрорайоне “Джал” не хватает 60 миллионов сомов. Здесь уже стоят опоры, проведены контактные сети, остается подключение к подстанции.
Протяженность трассы чуть более трех километров. Здешнее население ждет не дождется появления “рогатых”, многочисленные маршрутки не справляются.
Чем быстрее город выделит требуемую сумму, тем быстрее завершатся работы, заверяют в управлении.

Место водителя вакантно
С утверждением “кадры решают все” в БТУ согласны на все сто. При ежедневном выходе в город 100–120 машин здесь испытывают острую нехватку водителей. И это несмотря на то, что один из городских профлицеев готовит их. Но, к сожалению, молодежь не хочет работать за небольшую оплату. После всех вычетов водители получают на руки 2500–2800 сомов. Чтобы улучшить ситуацию, БТУ вышло с предложением на Кыргызско–Российский Славянский университет и получило ответное “добро”. Речь идет о подготовке водителей троллейбусов в стенах этого вуза. После трехгодичной обязательной отработки такие выпускники смогут поступать на учебу в КРСУ на льготной основе.
* * *
Количество троллейбусов в нашей столице увеличивалось до конца восьмидесятых. С развалом СССР развитие самого экологически чистого вида транспорта приостановлено. Теперь власти города пытаются реанимировать его. Удастся ли?

Кстати
Специалисты разработали проект по переоборудованию списанных троллейбусов в поливомоечные машины. Только одна сможет заменить 8 ныне существующих.
Конструкция несложная. Нужны один насос, две бочки и поливалка. Комбинатам благоустройства стоит подумать над таким предложением. Выгода и экономия средств налицо.

Рогатые маршруты

№1 - 6 мкр. — улицы Сухэ–Батора — Юнусалиева — Горького — Чолпон–Атинская — Депо № 2.

№2 - завод имени Фрунзе — Ошский рынок — Киевская — Жибек Жолу — Лермонтова — Салиевой — “Аламедин–1”.

№4 - Ошский рынок — Московская — Абдрахманова — Елебесова — кожзавод.

№6 - Киркомстром — Алыкулова — филармония — Абдрахманова — Байтик ба-атыра — 8–й микрорайон.

№7 - “Тунгуч” — Чолпон– Атинская — Чуй — Абдрахманова — Байтик баатыра — Горького — проспект Мира — Старый аэропорт.

№8 - Жилмассив “Ак–Орго” — Льва Толстого — Молодой Гвардии — Московская — Абдрахманова — цирк — Восточный автовокзал.

№9 - Институт земледелия — Льва Толстого — филармония — проспект Чуй — Лермонтова — Салиевой — “Аламедин–1”.

№10 - Ошский рынок — Московская — Байтик баатыра — Аалы Токомбаева — “Асанбай”.

№11 - “Асанбай” — Ахунбаева — проспект Мира — улица Манаса — Жибек Жолу — Восточный автовокзал.

№13 - “Асанбай” — Байтик баатыра — Ибраимова — Чуйский проспект — Лермонтова — Депо № 2. (Ходит только в часы пик.)

№14 - Старый аэропорт — проспект Мира — улица Манаса — Чуй — Дэн Сяопина — Алыкулова — Киркомстром.

№15 - 6–й мкр. — Орто–Сайский рынок — Шабдан баатыра — Чуй — Салиевой — Ауэзова — “Аламедин–1”.

№16 - Жилмассив “Ак–Орго” — Гагарина — Льва Толстого — Бейшеналиевой — Чуй — Киевская — цирк.

№17 - “Асанбай” — 6–й мкр. — Юнусалиева — Байтик баатыра — Абдрахманова — Елебесова — турбаза — кожзавод.
Бывших маршрутов 3, 5, 12, 18 сейчас не существует.


Эльза КИМ.
Фото Темира СЫДЫКБЕКОВА.

Авторы Максим Гольбрайхт, Амир Нургалиев. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Rambler's Top100  
Hosted by uCoz